Ко Дню освобождения Новгорода от немецко-фашистских захватчиков
Виртуальный урок «Город, восставший из руин»
Новгород был оккупирован немцами в августе 1941, но первые немецкие бомбы упали на улицы древнего города уже 8 июля, через две недели после начала войны. Линия фронта остановилась сразу за городом и там и оставалась два с половиной года, до января 1944 года. Советские оборонительные позиции находились на правом берегу рукава реки Малый Волховец. На линии фронта оказались Рюриково городище и Спас Нередица, Кириллов монастырь, Сковородский монастырь, церковь Спаса на Ковалеве, церковь Успения на Волотовом поле. Немцы занимали полностью Новгород, его южные, северные и западные пригороды. Эта оккупация для Новгорода сравнима по масштабам с глобальной катастрофой. За время оккупации здесь были разрушены все промышленные предприятия и культурно-бытовые учреждения. Из 2500 жилых зданий только 40 были пригодны к восстановлению. Сильно пострадали все памятники архитектуры, а некоторые погибли безвозвратно. Примечательно, что реставрационные работы в Новгороде начались сразу после освобождения города, уже в марте 1944 года, когда до окончания войны оставался еще почти год. Столь катастрофичные разрушения уникальных шедевров древнерусской архитектуры потребовали усилий многих специалистов, поэтому очень скоро, в 1945 году, в Новгороде была создана специальная научно-реставрационная производственная мастерская, которая объединила реставраторов из разных уголков Советского Союза, в том числе и Григория Михайловича Штендера. Григорий Михайлович отдал нашему городу почти сорок лет, им было изучено более 30 храмов, монастырских построек, гражданских строений, на многих объектах Григорий Михайлович был руководителем реставрации. Увлечением всей жизни Григория Михайловича Штендера было рисование. Множество памятников новгородской архитектуры запечатлел он на своих полотнах. Одной из ведущих в творчестве Г.М. Штендера была тема древней архитектуры Новгорода, его композиции в виде живописных пейзажей – реконструкций раскрывают глубину многовековой истории памятников. Также сорок лет своей жизни отдал Новгороду еще один архитектор – Илья Иосифович Кушнир. В 1947 году Илья Кушнир завершает образование и начинает работать архитектором в разрушенном фашистами Новгороде. По проектам Кушнира или с его участием было осуществлено более 400 объектов различного назначения как в Новгороде, так и в области. Его практическая деятельность архитектора, а потом и главного архитектора города, была неразрывно связана с научными исследованиями в области древнерусской архитектуры, и все это он использовал как научную базу для восстановления, а затем и строительства современного Новгорода в гармонии с древними традициями. Илья Иосифович считал, что иначе в этом городе строить нельзя. Его большой талант зодчего-градостроителя проявился при работе в качестве консультанта и эксперта над Генеральным планом Новгорода, когда глубокие знания архитектуры, подлинного стиля и традиций помогли сохранить уникальную планировку города и многие выдающиеся памятники истории и культуры. Но Илья Иосифович Кушнир был не только талантливым действующим архитектором. Им написаны и лично проиллюстрированы прекрасные книги, посвященные возникновению и развитию нашего города. Увлекался Илья Кушнир и рисованием.
Список произведений из фондов Музея.
1.Кушнир Илья Иосифович (1921-1997 гг.). "Десятинный монастырь. Колокольня" 1948 г.. Бумага, акварель. 37,0х25,0 см.
2. Кушнир Илья Иосифович (1921-1997 гг.). "Церковь Параскевы Пятницы". 1989 г.Бумага, акварель, карандаш. 39,0х26,5 см.
3. Кушнир Илья Иосифович (1921-1997 гг.). "Дорога". 1963 г. Бумага, акварель. 42,0х59,5 см.
4- 6 – Печатные издания.
7. Штендер Григорий Михайлович (1927-1992 гг.). "На Прусской улице" (В раме). 1989 г.ДВП, масло. 73,0х87,0 см.
8. Штендер Григорий Михайлович (1927-1992 гг.). "Прощание новгородских воинов перед битвой с тевтонами". 1980 г. Картон, масло. 100,0х100,0 см.
9. Штендер Григорий Михайлович (1927-1992 гг.). "За стенами Новгорода" . 1970-1980-е гг.Холст, масло. 74,0х92,0 см.
10. Штендер Григорий Михайлович (1927-1992 гг.). "За стенами Новгорода" (В раме). 1970-1980-е гг. Холст, масло. 74,0х92,0 см.