Коллекция

В фондах музея представлена большая коллекция фарфора конца XIX- начала XXI века. Значительную часть коллекции составляет фарфор новгородских заводов – Волховской, Бронницкой и Грузинской фарфоро-фаянсовых фабрик, принадлежавших до национализации в 1918 году, купцу I гильдии, Почётному гражданину Санкт-Петербурга Ивану Емельяновичу Кузнецову. В советское время эти предприятия были известны под названиями «Коминтерн», «Пролетарий», «Красный фарфорист». Наиболее ярко и многочисленно представлены изделия завода «Возрождение», который специализировался на выпуске «синей» кобальтовой посуды и сувенирной продукции. Также в музее имеются изделия фабрик Товарищества М.С.Кузнецова.

В коллекции есть авторские, подписные и датированые произведения. Здесь представлены авторские образцы фарфоровых форм и их росписей, уникальные сервизы и изделия художников 1890 – 2000-х гг. Это работы Гавриловой Т.А., Смоляра В.В., Алексеевой З.В., Ванштейн-Машуриной С.И., Бердникова И.М., Яцуна В.С, Сосновских В.А., Чураковой О.А., Андреевой М.В., Равкина А.И.

Важно обратить  внимание  на  некогда  популярную новгородскую синюю  посуду. Одним из самых известных художников завода «Возрождение» была Гаврилова Тамара  Александровна. Музей хранит очень большую коллекцию художника – это разнообразные наборы и сервизы, декоративные блюда, скульптурные композиции. После смерти художника наследники передали в дар музею коллекцию авторских работ.

Одновременно с Гавриловой Т.А. на заводе «Возрождение» работал Смоляр Владимир Владимирович. Смоляр привнес в дело создания сувенирных фарфоровых изделий традиции, основывающиеся на древнерусских, сугубо новгородских мотивах и в тоже время оригинальных по форме и декору.

Среди множества оригинальных почерков новгородских фарфористов отличается своей неповторимой манерой письма, выбора сюжетов, построения композиций, выразительностью образов работы Марины Виссарионовны Андреевой, которые также представлены в фондах.

Творчество Алексеевой Зинаиды Васильевны, художника завода «Пролетарий», отличает чистота  форм,  ясность пропорций  гладких  объемов – большой простор  для кисти  живописца. Работы художницы  изящны  и  изысканны,  о чем  свидетельствует  чайный сервиз «Шиповник»,  представленный  на  Всесоюзной  выставке  в  Москве.

Коллекция фарфора активно пополнялась экспонатами в 2010-2011 г.г., когда Музей, став победителем в грантовом конкурсе «Меняющийся музей в меняющемся мире», работал над созданием новой экспозиции «Музейный цех фарфора». В этот период в состав коллекции вошли более двухсот пятидесяти предметов из фарфора, в основном, бытового назначения, в том числе и знаменитый «кузнецовский» фарфор, изделия фарфорового завода «Пролетарий». Впервые коллекция фарфора пополнилась изделиями Волховской фарфоро-фаянсовой фабрики «Коминтерн».

 

Чайник заварочный

фарфор, кобальт, позолота, 1970-1980-е гг.

 Название химического элемента кобальт происходит от нем. Kobold — домовой, гном. При обжиге содержащих мышьяк кобальтовых минералов выделяется летучий ядовитый оксид мышьяка. Руда, содержащая эти минералы, получила у горняков имя горного духа Кобольда. Древние норвежцы приписывали отравления плавильщиков при переплавке серебра проделкам этого злого духа.

В 1735 году шведский минеролог Георг Бранд сумел выделить из этого минерала неизвестный ранее металл, который и назвал кобальтом. Он выяснил также, что соединения именно этого элемента окрашивают стекло в синий цвет — этим свойством пользовались ещё в древних Ассирии и Вавилоне.

Хотя кобальт – одна из самых «старых» красок, применяемых для росписи фарфора, он таит в себе много неожиданного. Так пришла мысль о сплошном кобальтовом покрытии изделий. Смоляр Владимир Владимирович (1935-2010 г.г.) обратился к технологам с просьбой приготовить кобальтовую глазурь.

Смоляр В.В. родился в г. Минске. В 1959 г. окончил Пензенское художественное училище им. Савицкого. В 1960 г. поступил в Московский художественный институт им. В. Сурикова на живописный факультет. В 1966 г. начал работать на Бронницком заводе фарфоровых изделий «Возрождение». С 1970 г. член Союза художников СССР. С 1959 г. – участник областных, зональных, республиканских и всесоюзных выставок. Участник выставок ВДНХ.

Чутьё художника подсказало Смоляру, что тёмно-синяя, как бы затаившаяся, краска способна заговорить живым художественным языком на изделиях особой конфигурации, ярко выраженной скульптурности. И появился удивительный чайник – «Новгородский», «патриарх» «синей» бронницкой посуды. Плавные, затейливые формы, необычный объём – всё привлекало в новом образце.

Кстати, идея создания столь знаменитого теперь чайника принадлежит одному из первых художников завода С. Петрову. В. Смоляр подхватил её и довёл до совершенства. На протяжении многих лет этот чайник пользовался необычайной популярностью у покупателей.

Гаврилова Тамара Александровна

Скульптура настольная «На остановке. Рабочее утро»

фарфор, глазурь, роспись, 1987 г.

 Гаврилова Тамара Александровна (1924-1996 г.г.) родилась в Волховстрое. Приехала в Новгород в 1954 году после окончания Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени В.И.Мухиной по специальности «декоративная скульптура». В 1959-1963 г.г. преподавала в студии городского Дворца пионеров.  Скульптор по специальности, она поступила на работу в проектную организацию, затем несколько лет работала в реставрационных мастерских скульптором-реставратором. С 1967 г. Тамара Александровна – член Союза художников СССР. С 1967 г. стала работать  на Бронницком заводе «Возрождение». Она остро почувствовала необходимость выразить себя как скульптор, воплотить свои работы в материале. Среди ее работ тех лет скульптуры «Садко», «Царь морской» и другие, расписанные кобальтом и золотом.

Несколько лет Тамара Александровна была главным художником «Возрождения». С ее именем связано создание новых форм образцов популярнейшей продукции, в том числе и новгородских сувениров.

Чашка с блюдцем

фарфор, роспись, позолота, 1923-1929 гг.

 Изделие изготовлено на Волховской фарфоро-фаянсовой фабрике, основанной Иваном Емельяновичем Кузнецовым в 1878 г. Первоначально техническое оснащение фабрики при 50 рабочих было самым примитивным: глиняные горшки делали вручную на кругах, действовал только один горн. Лишь спустя почти 20 лет, в 1897 году, здесь установили первую паровую машину из Германии, через год – паровой котел, а уже в 1902 году выписали первую точильную машину из Англии. На 1912 год на фабрике действовали 13 горнов и трудились 1680 рабочих.

В 1918 году фабрика была национализирована и не работала до 1921 года. С 1922-го года фабрика именуется «Коминтерн».

В основе ассортимента фабрики были старые кузнецовские формы и рисунки. Изделия декорировались росписью, печатными рисунками с ручной докраской. Модными среди покупателей оказались «китайские» сюжеты – ими оформлялись молочники, чайные пары, розетки с фестончатым краем, а также чашки с блюдцами с цветочным орнаментом. Выпускали столовый фарфор – глубокие и мелкие тарелки, декорированные «букетами», салатники с фруктово-ягодными сюжетами.

В период немецко-фашистской оккупации Чудовского района во время Великой Отечественной войны завод  был разрушен и больше не восстановлен.

Гаврилова Тамара Александровна

Скульптура настольная «Александр Невский»

фарфор, роспись подглазурная, 1973 г.

Скульптура была представлена на выставке произведений художника в 1975 г. Модельщик Рябиков С.Д. изготовил модель скульптуры Гавриловой «Александр Невский». Это одна из любимых работ Гавриловой. Она долго вынашивала замысел, много работала с книгами, готовясь к воплощению образа великого русского полководца. Сергей Дмитриевич не обманул её ожиданий. Получилась не упрощённая, не схематичная, а подлинная скульптура, проникнутая высоким патриотическим пафосом. Александр Невский на коне, меч в руках полководца опущен – это как призыв к миру и добру. Словно поддерживая скульптуру, к ногам коня сбегаются волны, на символическом свитке написано: «Александр Невский».

 Александр Ярославович Невский (1221?-1263 г.г.) — князь новгородский в 1236-1251 г.г., великий князь владимирский с 1252 г. Сын князя Ярослава Всеволодовича. Победами над шведами (Невская битва-1240 г.) и немецкими рыцарями Ливонского ордена (Ледовое побоище-1242 г.) обезопасил западные границы Руси.

В условиях страшных испытаний, обрушившихся на русские земли, Александр Невский сумел найти силы для противостояния западным завоевателям, снискав славу великого русского полководца, а также заложил основы взаимоотношений с Золотой Ордой.

Уже в 1280-х годах во Владимире начинается почитание Александра Невского как святого, в 1547 году он был официально канонизирован Русской православной церковью. В 1724 году Петр I основал в Петербурге монастырь в честь своего великого соотечественника (ныне Александро-Невская лавра). В 1725 году императрица Екатерина I учредила орден Александра Невского — одну из высших наград России, существовавших до 1917 года. Во время Великой Отечественной войны, в 1942 году,  был учрежден советский орден Александра Невского, которым награждались командиры от взводов до дивизий.

С 7 мая 2008 года был запущен проект телеканала «Россия» и Телекомпании ВиD «Имя России», направленный на выбор значимых персоналий путём голосования интернет-пользователей, телезрителей и радиослушателей. 28 декабря было выбрано одно имя – Александр Невский.

 

Сосновских Валентина Александровна

Сервиз чайный «Летний сад», фарфор, роспись подглазурная, 1991 г.

Производство АООТ «Пролетарий».

Изготовлен по эскизам Сосновских В.А., передан в дар музею автором в 1994 г.

 Сервиз был представлен на выставке «Современный офорт» в 1991 г.

 В 1882 году рядом с деревней Новая мельница Петр Казимирович Рейхель построил небольшой гончарный завод, первой продукцией торговой марки «Меркурий» были горшки. Но плохо налаженное производство, невысокий доход вынудил в 1884 году Рейхеля П.К., перестроить производство на выпуск фарфора и фаянса. Многие из них не расписывались и по качеству уступали изделиями Волховской фарфоро-фаянсовой фабрики И.Е.Кузнецова. На производстве было занято 25 работников.

В 1892 году завод выкупил Кузнецов Иван Емельянович. Началось строительство новых корпусов для производства фарфора. С 1893 году на заводе изготавливались кофейники, чайные пары, чашки, столовые и декоративные тарелки.

К началу века число рабочих составляло 1100 человек. Наибольшего развития в этот период завод достиг в 1910 году, когда производство составило 680 тыс. пудов.

В 1913 году фабрика вошла в «Товарищество на паях И.Е. Кузнецова» и принадлежала Кузнецову И.Е. до национализации в 1918 году. В 1922 году фабрика была переименована в «Пролетарий». С 1925 года прекратился выпуск фаянса.

В 1920-1930-е годы на заводе бережно сохраняли формы и виды росписи фарфора, секреты, передаваемые из поколения в поколение. Разрешалось выполнять работы декоративного характера.

В 1940 году завод выпустил 22,5 миллиона изделий, но дальнейшее развитие и переоснащение предприятия приостановила Великая Отечественная война. Завод был остановлен, а оборудование эвакуировано в Красноярск.

В Великую Отечественную войну фарфористы изготавливали для фронта свечи зажигания, изоляторы, абразивные круги, посуду, гипс для госпиталей. В марте 1944 года началось восстановление завода. К январю 1945 года завод полностью перешел на выпуск фарфора.

Следующий этап деятельности начался, когда в 1957 году поселок и завод перешли на централизованное электроснабжение, а в 1961 году были переведены на обжиг фарфора природным газом.

В 1960-е-1970-е годы изготовление, обработка и декорирование изделий стали поточными. В 1980-е годы около 25% продукции шло способом сдвижной деколи.

В 1976 году директором завода назначен Б.М.Купсик. На заводе существовал цех по производству художественных изделий, где производили ручную подглазурную и надглазурную роспись, скульптуру и сувениры.

 В 1976 году завод награжден орденом «Знак Почета», и с этого времени стал именоваться фарфоровый завод «Пролетарий» ордена «Знак Почета».

В 1980-е годы завод «Пролетарий» являлся одним из крупнейших производств СССР по объему выпускаемой продукции. Для росписи сервизов этого времени характерны мягкие тона, нежные краски, спокойные переходы.

В 90-е годы демократические перемены в России отрицательно сказались на работе завода – производительность упала до 26 миллионов изделий в год.

В марте 1993 года Новгородский райисполком зарегистрировал акционерное общество открытого типа «Пролетарий». В 1996 году завод был признан банкротом.

17 декабря 2008 года завод остановился.

 

Гаврилова Тамара Александровна

Скульптура настольная «Садко», фарфор, роспись подглазурная, позолота, 1973 г.

Скульптура настольная «Царь морской», фарфор, роспись, глазурь, 1973 г.

 Садко - герой русского народного эпоса. Былины о Садко уводят нас из княжеского стольного Киева, из южных степей, где происходили богатырские сражения, на север — в средневековый Новгород, республику бояр и купцов, связанную торговыми узами с Европой. У Новгорода были свои герои и свои социальные конфликты. И хотя Садко — персонаж полностью вымышленный и ни о каком историческом его прототипе говорить не приходится, в образе его запечатлелись характерные черты новгородского общества XII—XV веков. В Древней Руси правда жизни нередко раскрывалась через фантастические ситуации и через необыкновенные дела героев.

Садко вначале — гусляр, певец, который живет тем, что его приглашают на богатые пиры. Он беден. Почему-то его перестают звать на пиры, и он идет к Ильмень-озеру и здесь играет на своих гуслях. Бытовая ситуация сменяется ситуацией фантастической: игру Садко слышит морской царь, «хозяин» озера, и решает наградить певца. Садко должен побиться с купцами «о велик заклад», что в озере живет чудесная рыба с золотыми перьями. В споре с гусляром несколько купцов закладывают свои лавки с товарами, а бедный Садко закладывает свою голову. С помощью морского царя Садко трижды вылавливает рыбок с золотыми перьями и становится богатым «гостем» — купцом.

Казалось бы, судьба бывшего гусляра определилась — он вошел в состав новгородского купечества, завоевал себе место под солнцем. Но, согласно былинам, Садко не может жить «как все», в нем есть богатырское начало — только выражается оно не в воинских подвигах. Садко противопоставляет себя Новгороду и бросает ему вызов: он готов на свою «бессчетную казну» выкупить все новгородские товары.
Начинается необычное состязание: новгородские купцы несут и несут Садко свои товары, а он скупает их. Но наступает момент, когда Садко вынужден признать свое поражение. 

Коньячный набор

фарфор, кобальт, позолота, роспись, 1990-е гг.

 В сентябре 1942 года в селе Бронница открылся Мстинский Райпромкомбинат, переименованный вскоре в «Стройфаянс». Он выпускал технический фарфор – изоляторы, втулки, колодки, цоколи, электрические  и кроватные ролики, позднее – и мелкую скульптуру.

С октября 1960 года комбинат перешел на выпуск строительного фаянса – моек, раковин, унитазов.

В июле 1963 года здание было отдано фарфоровому заводу «Пролетарий», разместившему в нем литейных цех. Он просуществовал три года, выпуская простейшие чашки с блюдцами без рисунка, так называемое  «белье».

1 октября 1966 года на базе литейного цеха завода «Пролетарий» был создан завод «Возрождение». История завода начиналась с помещения площадью 100 квадратных метров, а в 1980-е годы его корпуса занимали уже около 4 тысяч квадратных метров.

Перед новым заводом была поставлена задача освоить выпуск сувениров.

Новое предприятие постепенно наращивало производительность и его продукция завоевывала свои позиции на отечественном рынке. Завод выпускал в основном кобальтовую, так называемую «синюю» посуду.

Почти через год после образования завода «Возрождения » пришли сюда В.В.Смоляр и Т.А.Гаврилова. Перед ними, первыми художниками предприятия, стояла сложная задача определения стилевого направления работы нового специализированного предприятия по выпуску сувенирной продукции, его художественных традиций. Художникам и технологам нужно было найти художественный почерк, присущий только заводу «Возрождение».

Чтобы избегать простоев из-за отсутствия сырья, художники стали разрабатывать два варианта изделий – кобальтовый и солевой, а вскоре убедились в том, что последний открывает новые возможности для создания выразительного декора.

Сувениры завода много лет пользовались огромной популярностью у покупателей, но коллектив заводских художников постоянно искал пути достижения новой художественной высоты изделий.

На предприятии внедрили роспись солями металлов, декорирование золотом, люстровыми покрытиями. Среди изделий, выпускаемых в 1970-е-1980-е годы - декоративные тарелки, панно, вазы, скульптура, сувенирные изделия,  кружки, кувшины, карандашницы. В 1980-1990- годы – пудреницы, подставки для яиц, туалетные приборы, скульптура.

В 1988 году был создан участок, специализирующийся на выпуске высокохудожественных тонкостенных, изделий.

В 1990-е годы по всей стране один за другим останавливались фарфоровые заводы. На предприятии сначала сменилось руководство, а к концу 2004 года завод был объявлен банкротом, остановился.

Только время покажет, смогут ли возродиться красота и изящество звенящего чуда – бронницкого фарфора, у истоков которого стояли настоящие таланты, создавшие собственное художественное направление: Гаврилова Т.А., Смоляр В.В., Чуракова О.Н., Андреев Ю.К., Круглов А.С., Андреева М.В. и другие.

 

 

Скульптура настольная «Софийский собор»

бисквит, позолота, роспись, конец 1980-начало 1990-х гг.

Софийский собор в Великом Новгороде—один из самых выдающихся памятников древнерусского зодчества. Древнейший памятник каменной архитектуры на севере Руси, новгородская София лишь на несколько лет моложе Софии Киевской. Построенный в 1045 — 1050 годах князем Владимиром Ярославичем, сыном Ярослава Мудрого, Новгородский Софийский собор уже с 30-х годов XII века стал главным храмом Новгородской вечевой республики: «Где Святая София — тут и Новгород!».

Новгородская София построена под влиянием одноименного киевского храма, но ее величавая лаконичность, стройный массив, монолитность тесно поставленного пятиглавия — это уже свое, новгородское.

 

Скульптура настольная «Звонница Софийского собора»

фарфор

Звонница Софийского собора занимает видное место как в ансамбле Новгородского кремля, так и в силуэте всего города. Возвышаясь из-за кремлевских стен над Волховом, она вместе с Софийским собором создает один из незабываемых архитектурных образов.  Звонница дошла до нас в значительно измененном виде. Исследования, проведенные в послевоенные годы, помогли нам представить облик этого памятника в различные периоды его истории. Первые сведения о звоннице Софийского собора относятся к 1437 году. Летописец упоминает о ней в связи с сильным наводнением, во время которого подмыло каменную кремлевскую стену, и старая звонница, стоявшая или на стене или около стены, обрушилась в Волхов. О том, где стояла эта звонница и как она выглядела, сведений нет.

 

Скульптура настольная «Памятник тысячелетия России»

фарфор, золото, 1966-1971 гг.

Памятник тысячелетия России в 1862 году открыт в центре Кремля в честь празднования тысячелетия Российского государства, в ознаменование огромного вклада Новгорода в дело культурного и государственного строительства России. Авторами проекта памятника являются скульпторы Михаил Микешин, Иван Шредер и архитектор Виктор Гартман. Памятник расположен в новгородском кремле, напротив Софийского собора и бывшего здания Присутственных мест.Памятник представляет собой огромный шар-державу на постаменте в форме колокола. Державу окружают шесть скульптурных групп. Общая высота памятника 15,7 м (высота пьедестала — 6 м; высота креста на державе — 3 м; высота фигур — 3,3 м).

Ваза суповая

фаянс, глазурь, роспись, позолота, 1878-1917 гг.

 

Блюдо столовое с ручками

фаянс, глазурь, роспись, позолота, 1878-1917 гг.

 

Волховская фарфоро-фаянсовая фабрика И.Е. Кузнецова была основана в 1878 г. близ станции Волхов Новгородского уезда Новгородской губернии. После революции предприятие было национализировано. Завод производил фаянс, фарфор, полуфаянс и майолику очень хорошего качества. Предприятие получило большое количество наград на русских и зарубежных выставках.

 Иван Емельянович Кузнецов родился в в 1850 г., купец 1-ой гильдии, родственник московского Матвея Сидоровича Кузнецова. В 1878 году  Иван Емельянович оставляет службу у двоюродного брата и открывает собственное производство в Новгородской губернии, дав начало новой ветви фарфоровой династии Кузнецовых.

На новгородской земле первой была построена в 1878 году Волховская фарфоро-фаянсовая фабрика (до революции – «Фабрика И.Е. Кузнецова на Волхове»).

В 1892 году Иван Емельянович приобретает еще и Бронницкий завод под Новгородом. Это предприятие стало одним из семи крупнейших предприятий фарфорового производства в России.

В 1886 году Иван Емельянович, купив участок заболоченной земли у помещицы Ботановой близ села Грузино, начал строить еще один фарфоровый завод – Грузинскую фабрику. Таким образом, в конце 19в.- 1910-е гг. ему принадлежали Чудовский стекольно-хрустальный (осн. в 1875 г.), Грузинский (1898г.) и Волховский (1878 г.) Бронницкий (1892 г.) фарфоро-фаянсовые заводы.

Вначале выпускали гончарную посуду на местном сырье. С выпуска глиняной посуды Кузнецов переходит к производству фаянса, а затем фарфора. Сырье для производства фарфора было привозное; каолин из Англии, полевой шпат и кварц из Скандинавии. Министерство Торговли и промышленности в 1913 году удовлетворило прошение об учреждении «Товарищества на паях Ивана Емельяновича Кузнецова», пайщиками которого стали исключительно представители семьи фабриканта – жена, четыре сына и три дочери. Директором Чудовского и Волховского заводов был И.Е. Кузнецов; Бронницкой и Грузинской фабрики – Иван Иванович Кузнецов. На всех предприятиях работало 6000 человек. «Товарищество И.Е. Кузнецова» вело обширную торговлю стеклом и фарфором на внутреннем российском рынке и имело торговые склады в Санкт-Петербурге, Москве, Риге, Харькове, Казани, Астрахани, Самаре, Рыбинске, Омске, Ржеве, а также на ярмарках – Нижегородской, Ирбитской, омской, Тюменской, Мензелинской, Уфимской, Волгоградской, Ярославской и Рыбинской.

В 1918 году фабрики были национализированы. «Фабрика на Волхове» была переименована в «Коминтерн», Грузинская - в «Красный фарфорист», Бронницкая – в «Пролетарий».