В фондах музея представлено творчество Степана Карповича Моисеенко.
Степан Карпович Моисеенко
1922 – 1998 г.г.
Степан Карпович Моисеенко родился 12 октября 1922 г. в с. Курово Брянской области в многодетной семье. С 1942 года воевал на Брянском, I Белорусском фронтах. В 1944 получил тяжелое ранение. После госпиталя - снова фронт – Карельский. Награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны I степени, медалями «За оборону Заполярья», «За Победу над Германией». Выпускник Елецкого художественного училища, участник областных, зональных, республиканских выставок и международных ярмарок Франции. С 1964 года член Союза художников РСФСР. В 1977 году – первым из новгородцев был удостоен почетного звания «Заслуженный художник РСФСР». Моисеенко — один из старейших новгородских мастеров художественного стекла. 33 года он работал на Чудовском стеклозаводе «Восстание», создал за эти годы немало замечательных произведений из стекла и хрусталя. С. К. Моисеенко как один из первых художников, пришедших работать на стекольные заводы страны еще в 50-е годы, тоже стоял перед нелегким выбором: подчиниться технологии производства или суметь подчинить ее себе, своим замыслам и планам. В большинстве его образцов для массового производства ему удалось именно второе, когда работы технологичны, но при этом столь своеобразны и непосредственны, что в них ясно чувствуется личность художника, его многогранное отношение к жизни. Его творчество отличается ярким разнообразием, не поддающимся «заковыванию» в рамки, диктуемые станками и жесткой технологией, постоянно меняется соответственно душевному состоянию и новому опыту художника. Среди его изделий встречаются, пожалуй, абсолютно все формы, когда-либо используемые на заводе «Восстание», причем многие — его выдумка, его детище. Постоянный поиск нового и вместе с тем последовательное продолжение лучших традиций русского стеклоделия характеризуют творчество этого художника. Еще в 60-е годы С. К. Моисеенко вслед за ведущими мастерами стекла страны начал работать над идеей создания комплектов, сервизов, приборов для десерта, компота, кваса, вина, создавая функциональные, но и очень выразительные произведения. Работать над многопредметными ансамблями «стекольного стола» он будет потом всю жизнь, в той иной степени делая их то более утилитарными, то более декоративными. Вариации форм увлекали его поистине неограниченными возможностями, а общая мысль делала все предметы едиными. Все они, от графина до самой маленькой рюмочки в наборе, были похожи друг на друга, словно состояли в родстве, и, тем не менее, отличались высотой и объемом. Очень много художник работал с цветным стеклом, придавая большое значение цвету. Он добивался глубоких «медовых» и острых холодных оттенков, оживлял цвет пузырьками воздуха. Используя дымчатое и цветное стекло, «налепы», С. К. Моисеенко создавал неповторимые художественные образы. В них точно найденное образное решение того или иного мотива, темы. Человек, восторженно любящий природу, он внимательно вслушивался и вглядывался в нее, открывая новые мотивы, формы, цветовые сочетания. Он стремился передать ее красоту в оптической игре и пластике материала. Мягкие, округлые объемы и цвет рождают множество ассоциаций, отражая лирическую суть дарования художника. Его произведения настолько органичны, что как бы сами становятся частицей природы: то стекло напоминает хрупкие искрящиеся льдинки, то разливается, словно золотистый мед, по дну сосуда. И это не копия с природы, а обогащенный живописным цветом художественный образ, тонко передающий эмоциональное состояние человека, его отношение к окружающему миру. Среди работ новгородского мастера и простая обиходная посуда — фужеры, рюмки, приборы для воды, сервизы, предметные посудные ансамбли, сувениры, изделия из гутного стекла и произведения малосерийные, уникальные. Художника привлекает цветной и бесцветный хрусталь, цветное и молочное стекло, самые разнообразные приемы и техника обработки материала — алмазная грань и пескоструйная обработка, гравировка и лепнина. А в этой витрине представлены бокалы «Вечерний звон», изделия из гутного стекла – С.К. Моисеенко. Прежде всего, он был мастером гутной техники дающей мягкие, как бы струящиеся, растекающиеся формы, позволявшей создать произведения, мало напоминающие бытовое стекло. В своих произведениях он пытался осмыслить и передать в материале местные мотивы, величие древнего Новгорода и динамичность современного города. В его работах заметно, постоянное стремление к пластической выразительности и глубокой содержательности произведений, любовь к русской земле и культуре русского народа. В природе и народных мотивах находил он созвучие своему творчеству. Для произведений С. К. Моисеенко, как мастера высокого класса, характерны вдумчивое отношение к жизни, отточенность форм, безошибочно найденное соотношение пропорций любого предмета и массы объемов, гармония цвета. Произведения его классически ясны и красивы, и вместе с этим очень современны. Это как бы «вещи для общения», рассчитанные на своеобразный диалог со зрителем. В них старый художник вложил свою мудрость и огромный жизненный опыт, всю свою любовь к людям и миру вокруг, и, когда находишься наедине с ними, то кажется, они оживают, как вещи в сказках Андерсена, чтобы рассказать нам каждая свою драматическую историю.
Список предметов:
1. Моисеенко Степан Карпович (1922-1998 гг.). Бокал "Вечерний звон". 1980-1990-е гг. Хрусталь, гутная техника, h=16,7 см, d=7,2 см.
2. Моисеенко Степан Карпович (1922-1998 гг.). Креманка. 1980-1990 гг. Новгородская обл., г. Чудово. Чудовский стекольный завод "Восстание". Стекло. 9,0х11,0 см.
Использованы материалы Т.В.Володиной
«Служить отечеству и музам» из альманаха «Чело» №1 (46) 2010 г.;
Использованы материалы каталога выставки Моисеенко С., Филипченко В. Новгород, 1989 г.