Собрание икон Муромского музея...
Межрегиональный виртуальный выставочный проект «Коллекция +»
В 2018 году ГБУКИ «Государственный музей художественной культуры Новгородской земли» совместно с ГБУК Владимирской области "Муромский историко-художественный музей" принимает участие в Межрегиональном виртуальном выставочном проекте «Коллекция +», включающем организацию и размещение на официальных сайтах музеев шести виртуальных выставок, знакомящих жителей Новгородской и Владимирской областей с культурой Новгородской земли и Владимирского края.
Виртуальная выставка «Знакомство с культурой Муромской земли. Собрание икон Муромского музея» из фондов ГБУК ВО "Муромский историко-художественный музей"
Собрание икон Муромского музея не столь велико, если сравнивать его с собраниями многих древнерусских городов, где хранятся десятки тысяч произведений. В Муроме коллекция насчитывает триста икон XIV – начала XX века. Самая древняя и ценная икона в собрании музея – «Николай Чудотворец» XIV века. До революции образ находился в церкви Николы Мокрого и считался чудотворным. Николай Чудотворец, покровитель торгующих и путешествующих по воде, особо почитался в купеческом Муроме, стоящем на берегу Оки, ему было посвящено три храма. В собрании музея немало богородичных образов. Один из ярких образов – «Богоматерь Одигитрия Смоленская» первой половины XVI века. Небесная Владычица торжественно предстает в сиянии гладкого золотого фона. Прекрасно сохранился слой авторской живописи, исполненный в классических традициях столичных иконописцев. Сохранилось довольно большое количество муромских икон XVII века. Среди них наиболее интересны и необычны житийные иконы местных святых, на которых в среднике представлены их образы, а в клеймах подробно «рассказываются» события из их жизни. Своеобразной эмблемой города Мурома стала большая икона «Петр и Феврония в житии» конца XVI – начала XVII века. Она отличается редкой иконографией и необычна по форме (вытянута по горизонтали). Икона помещалась над гробницей святых в муромском соборе Рождества Богородицы. Вместо традиционного образа святых в середине иконы дано изображение муромского кремля с рекой Окой на переднем плане, в которой плавают огромные рыбины. Внутри кремля изображены палаты сложной архитектуры и ключевые сцены «Повести», традиционное изображение святых заменено маленькой их иконой на фасаде муромского пятиглавого собора, в алтаре которого показаны лежащие в «едином» гробу Петр и Феврония. Вокруг средника сорок клейм, со сценами жития. Муром представлен здесь как идеальный древнерусский град, особое святое место, напоминающее небесный Иерусалим. Иконописец сумел показать то самое представление не о реальном, а о сказочном граде Муроме, что отражено в местных повестях и преданиях. Вторая икона «Петр и Феврония в житии» 1618 года была написана по заказу муромского воеводы Андрея Федоровича Палицына, известного исторического деятеля, «русского интеллигента XVII века», также для Муромского Богородицкого собора. Она представляет собой классический образец житийной древнерусской иконы. Икона вытянута вертикально. В прямоугольном среднике – Петр и Феврония в молении Спасу. Вокруг тридцать два клейма со сценами жития. Это произведение вызывает чувство умиротворения, погружает в мир самоуглубленных образов. Ее колорит не столь ярок, тона сбалансированы в гармоничных сочетаниях. Преобладают белые, красные, черные, зеленые, желтые и розовые цвета. Фигуры всех персонажей удлиненных пропорций, черты лиц красивы и выразительны, композиции клейм построены просто, четко и свободно, без второстепенных деталей. Автор этой иконы уделил главное внимание не сказочным и бытовым подробностям, а показу добродетельной жизни и чудесам муромских святых, их церковному прославлению. Третья икона «Муромские святые с житием Петра и Февронии» 1669 года была исполнена в Муроме по заказу муромского посадского человека «Сидора Матвеева сына Лопатина» для Георгиевской церкви. В центре изображены все известные городские чудотворцы: Константин, Михаил и Федор, Петр, Феврония и Иулияния Лазаревская, а житийные клеймы посвящены житию только Петра и Февронии. Видимо, заказчик иконы хотел получить сразу два почитаемых образа на одной доске, ему хотелось воздать почитание не только самым популярным муромским святым, но не забыть и о других местных угодниках. Вокруг средника – сорок мелких клейм, которые по сюжетам совпадают с клеймами первой иконы. Кроме этих мелких сцен здесь вверху дано еще одно большое клеймо с изображением муромского сказочного кремля. Очевидно, муромский иконописец взял за образец первую икону Петра и Февронии. Немногие муромские иконы XVII в. имеют подписи иконописцев, что является очень ценным, так как большинство памятников иконописи безымянны. Среди них великолепное произведение «Царь Царем» 1690 года. На нижнем поле – подпись автора: «Писана сия Господня икона местную в сию соборную церковь в лето 7198 (1690) писал сей Спасителя образ города Мурома изуграф Александр Иванов сын Казанцев». На ней представлен величественный образ Иисуса Христа в великолепных красных с золотом одеждах и царской короне. Правая его рука сложена в благословляющем жесте, от левого плеча спускается меч. Произведение иллюстрирует «Апокалипсис». Кисти А.И. Казанцева принадлежит еще несколько произведений, экспонирующихся в залах Муромского музея.
Список произведений:
- Николай Чудотворец. Конец XIII - первая половина XIV века.
- Муромские чудотворцы, с житием святых благоверных князя Петра и княгини Февронии. 1669 г.
- Фрагмент иконы. Град Муром.
- Фрагмент иконы. Святой князь Константин Муромский.
- Фрагмент иконы. Святой князь Петр Муромский.
- Святые Петр и Феврония в житии. Конец XVI - начало XVII века
- Фрагмент средника иконы.
- Петр и Феврония в житии. 1618 г.
- Клеймо иконы. Сцена венчания святых Петра и Февронии.
- Троица. Вторая половина XVI века
- Фрагмент иконы.
- Казанцев А.И. Царь Царем. 1690 г.
- Фрагмент иконы.
- «О Тебе радуется». 1570-1580 гг.
- Рождество Богородицы. 1590-е гг.
- Богоматерь Смоленская. Первая половина XVI века
- Фрагмент иконы.
- Иоанн Богослов на о. Патмос. Первая половина XVI века
- Иоанн Креститель чиновой. XVI век