Продолжая сотрудничество!
Выставка «Великие графики Беларуси» из собрания Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника
Художественная галерея продолжает традицию ежегодных тематических выставок на основе фондовых коллекций Национального Полоцкого историко-культурного музея заповедника. Беларусская графика имеет богатые традиции — её эволюция тесно связана с историей рукописной и печатной книги. Отличительные черты графического искусства Беларуси подтверждаются именами известных знаковых графиков. Мы представляем выставку трёх выдающихся мастеров графического искусства, юбилеи которых отмечаются в 2019 г.: Лазаря Рана (110 лет), Арлена Кашкуревича (90 лет), Анатолия Зайцева (80 лет).
Реализм и классическая утончённость, свойственная искусству XIX в., присутствует в офортах Лазаря Сауловича Рана (1909—1988). Умиротворённые пейзажи с местной архитектурой или портретные зарисовки углём, выполненные с натуры, с детальной прорисовкой лиц и бескомпромиссно точным штрихом, говорят о его прекрасном образовании, полученном в Витебском художественном училище, где в состав преподавателей входили художники с мировыми именами: Я. С. Минин, Ф. А. Фогт, М. Г. Эндэ. Работам художника свойственна эмоциональность, жизненная правдивость, тонкий психологизм. Наиболее известен этот автор трагической серией офортов «Минское гетто», основой для которой послужило нестерпимое горе, связанное со смертью всей его семьи. Коллекция офортов создавалась им на протяжении 20-ти лет. В нашей коллекции художник представлен серией «Деревянное зодчество Беларуси», в которой мягкие, тихие пейзажи сочетают в себе поэзию природы и архитектуры. В своём притягательно скромном обличии выступают церквушки, часовни и звонницы, хранящие дух старины. Также представляем два великолепных женских портрета, в которых мастер тонко раскрыл образы народной артистки Ларисы Помпеевны Александровской и художницы Софьи Дмитриевны Ли. Если творческий потенциал Лазаря Рана раскрылся в первой половине ХХ в., то Арлен Кашкуревич и Анатолий Зайцев реализовали себя позже, и их творчество несёт совсем иное смысловое наполнение.
Арлен Михайлович Кашкуревич (1929—2013 ) — народный художник БССР, профессор, заслуженный деятель искусства Республики Беларусь. Его произведения узнаваемы и имеют свой собственный графический язык. В своё время творчество художника воспринималось так же непривычно, как сегодня воспринимают самый смелый ”авангард“. Обращаясь к иллюстрированию произведений белорусских и зарубежных писателей, он мастерски раскрывал образы через сюжеты истории, как в серии иллюстаций к трагедии Иогана Гёте «Фауст» (1981), три работы из которой представлены на нашей выставке. Художник всегда создавал самостоятельные произведения, наполненные философским смыслом, которые звучат актуально в любом времени. Он считал, что при совместной работе с писателем он выступает соавтором, создавая на ровне с литературным повествованием его визуальный контекст, полноценное самостоятельное произведение, но никак не техническую иллюстрацию. Арлен Михайлович всегда испытывал огромную любовь к искусству и к своей Родине, к Беларуси. Особое место в белорусском искусстве занимает тема Великой Отечественной войны. Ей Арлен Михайлович посвятил гениальную серию офортов «Блокада». В его работе «Пламя» слышен оглушающий крик всего народа, непрерывно длившийся пять лет. Он врезается в память как ужас, который охватил каждого, кто оказался в котловане жутких событий военного времени. «Урожай войны» — так назвал художник другой лист из этой серии, где женщина в переломано-склонённой позе вместо плодов собирает по земле гильзы и патроны. Творчество Арлена Кашкуревича можно охарактеризовать как философско-обозревательный текст со свойственной ему литературой мысли.
Творчество Анатолия Тимофеевича Зайцева (1939—2009) занимает особую страницу в истории белорусской печатной графики. Это уникальный мастер миниатюрной ксилографии и экслибрисов. Гуманистические идеи прослеживаются в его казалось бы простых по замыслу произведениях, но эта простота имеет обратный эффект — эффект усложнения, эффект запрятанного шифра. С лёгким, едва уловимым космическим оттенком происходит незамысловатая игра контрастных линий и строго очерченных пятен в небольших ксилографических гравюрах с видами деревень, пейзажами родной природы и фрагментами сельского и городского быта. Очень выразительны и портреты, представляющие нам главных героев в жизни автора — Отца и Матери — под покровительством ангелов-хранителей. Ангелы присутствуют и на портретах выдающихся писателей. Изображение высших сил является особенной меткой художника, что говорит о серьёзном и трепетном отношении к теме веры и религии. Серия экслибрисов рассказывает нам о высшем мастерстве художника, которое заключается в краткости и ёмком раскрытии творческого образа, его характера. Книжная и станковая графика многогранна и включает в себя большое количество сложных техник и стилей исполнения. Художникам приходилось сталкиватся с трудностями долгого творческого поиска, с дилемой перед несколькими вариациями создания одного и того же произведения, дабы подобрать к нему ключ, добиться большей выразительности. Трудности также касались и технических вопросов. Мастера заказывали ксилографские доски высокого качества в других странах, изобретали вручную резцы. Серьёзного внимания требовал и сам рабочий процесс, любая неточность могла стать заметным изьяном даже в самом гениальном произведении. Совокупность многих факторов трудоёмкого творческого процесса только подчёркивает самоотверженную преданность графиков, которые целиком и полностью посветили себя графическому искусству. Стремление постичь суть жизненных явлений, философски осмыслить реальность, привнося своё видение и проявляя повышенный интерес к графическому материалу, к техническим приёмам, умение использовать средства пластического раскрытия образа, формируют образцовый дух в работах белорусских художников-графиков, творчество которых несёт в себе индивидуальные черты национальной художественной школы графики и графического искусства в целом.
Список предметов:
- Зайцев А.Т. Портрет Л.Н.Толстого. 1985. Ксилография. 600х3; 4371х329 мм
- Зайцев А.Т. Портрет отца. 2009. Ксилография. 251х200; 185х132 мм
- Зайцев А.Т. После дождя. 2009. Ксилография. 154х175; 77х100мм
- Зайцев А.Т. Индустриальный пейзаж. 1967. Ксилография. 295х210; 51х68мм
- Зайцев А.Т. Портрет Казимира. 2003.Ксилография. 544х450; 408х310мм
- Зайцев А.Т. Раковские хутора. 2008. Ксилография. 171х185; 88х117мм
- Кашкуревич А.М. Жажда из серии Партизаны. 1969. Офорт. 790х598;495х482
- Кашкуревич А.М. Над степью. 1986. Цв. Автолитография. 340х480
- Кашкуревич А.М. Найман-ака. 1986. Цв. Автолитография. 345х480
- Кашкуревич А.М. Пламя из серии «Блокада. 1978. Офорт. 400Х500
- Кашкуревич А.М. У час Ирада. 2009. Литография. 585Х530
- Кашкуревич А.М. Урожай войны из серии «Блокада. 1978.Офорт. 500Х360
- Ран Л.С. Портрет нар. арт. СССР Владимирского. Литография. 65Х50
- Ран Л.С. Портрет народной артистки Александровской. 1965. Автолитография. 65Х50
- Ран Л.С. Портрет художника Михолапа. 1965. Литография. 34Х40
- Ран Л.С. Река Свислочь. 1960. Офорт. 34,5х28,5
- Ран Л.С. Церковь 1915 г. из серии Деревянное зодчество Белоруссии. 1965. Офорт. 474Х372; 205х165
- Ран Л.С. Церковь св. Марии. 1762 г. Деревня Борки Брестской обл. 1960. Офорт. 364Х474; 152х225
использованы изображения произведений из фондов Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника