«Памятник архитектуры ХIV века Церковь Успения Богородицы на Волотовом поле»
с четверг, 22 ноября, 2012 по вторник, 14 апреля, 2015

Объект музейного показа

«Памятник  архитектуры  ХIV века Церковь Успения Богородицы на Волотовом поле»

Местность, расположенная в 3-х км к северу-востоку от Великого Новгорода, с древности называлась «Волотово поле».   Еще в XIX веке здесь можно было увидеть величественные сопки – могильные курганы. Одну из этих сопок даже называли «могилой» Гостомысла, который по легенде был вождем ильменских славян до Рюрика.  На высоком холме, посреди Волотова поля, архиепископ Моисей построил изящную по архитектурным формам церковь Успения Богородицы, о чем сообщается в летописи под 1352г. Стены были сложены из обычных для новгородских памятников XIV века материалов: ильменского плитняка, ракушечника, валунов и большемерного кирпича. Церковь на Волотове – образец чисто новгородского церковного здания. На знаменитой волотовской фреске XIV века, находившейся над   южным порталом, были  изображены заказчики храма и его росписи - Моисей и Алексей. На ней Моисей протягивает Богородице с Младенцем Волотовский храм. Строгое в своей красоте здание, украшенное замечательными фресками, было достойным даром новгородских архиепископов Небесным царю и Царице. Великолепную настенную живопись объемом около 300 кв.м. создавали мастера, работавшие в традициях византийского искусства, переосмысленные в новгородской художественной среде, для которой характерны яркая, красочная палитра, подчеркнутость линий и контура, выразительность движений. По полноте ансамбля и сохранности живописи волотовские фрески имели исключительное художественное и научное значение. «Фрески Успения на Волотовом поле принадлежат к числу выдающихся памятников древнерусского творчества, как «Слово о полку Игореве», церковь Покрова на Нерли, «Троица» Андрея Рублева и храм Василия Блаженного», - писал академик М.В. Алпатов, а академик Д.С.Лихачев назвал их «ключевыми для понимания русского искусства XIV века».  В XIV веке памятник представлял собой небольшой, почти квадратный в плане, четырехстолпный одноглавый одноапсидный храм с волнистой трехлопастной кровлей. Церковь длительное время не подвергалась перестройкам. В один из строительных периодов XVII века трехлопастную кровлю переделали на четырехскатную, изменили форму покрытия апсиды и западного притвора, на северном притворе возвели звонницу. Храм перестраивался в конце XVII-XIXвв., сохранив при этом внутреннее пространство, стены, столбы и своды основного объема, а также росписи в первозданном виде. И храм, и фрески почти полностью погибли в годы Великой отечественной войны. Но, выполненный в середине 1950-х годов архитектором - реставратором Леонидом Красноречьевым проект консервации руин на 40 лет защитил церковь от окончательного исчезновения. С 1993 года сотрудники научно-реставрационной мастерской «Фреска», под руководством искусствоведа-реставратора, заслуженного работника культуры РФ  Т.И. Анисимовой, начали работы по спасению руинированных фресок. В ходе реставрационных работ из завалов извлечено более 1млн. 710 фрагментов живописи, найдено более 250 тыс. стыкующихся фрагментов. До разрушения памятник имел 195 композиций, на сегодняшний день реставрируется 94 композиции. На стенах и столбах храма сохранилось более 40кв.м. живописи. В рамках реализации Российско-Германского Соглашения об оказании безвозмездной помощи по восстановлению церкви Успения на Волотовом поле в августе 2003 года был успешно завершен первый этап – архитектурная реставрация. За выдающийся вклад в сохранение мирового культурного наследия, возрождение уникального памятника отечественной архитектуры XIV века церкви Успения Богородицы на Волотовом поле, архитекторам-реставраторам Л.Е.Красноречьеву и Н.Н.Кузьминой присуждена Государственная премия Российской Федерации 2004 года в области литературы и искусства.

Фото подробнее...

Добавить комментарий